| 
 
 
 Открытие Сондерс-Виксена
           Тинку
 1
Все дело было в дверце. Она никак не держалась открытой.
 На  Пайпер   Кабе<$FЗабавное  и  неоднозначное   название  самолета:
английское cub означает "малыш", "несмышленыш", "салажонок", но эпитет piper
можно понимать и как  "волынщик", "дудочник", и как "сыщик", "шпион", и даже
как "запаленная лошадь".>  дверца  состоит из  двух частей  -- верхней, в
виде  широкого  плексигласового  трапецоида, который служит также  окном,  и
нижней,  покрытой  желтым  брезентом,  как и  весь  корпус  самолета. Нижняя
половинка  работает  прекрасно:  стоит  отодвинуть  защелку,  и  она надежно
откидывается вниз -- ее собственного веса вполне достаточно.
 Верхнюю же нужно  поднять,  и  там  под  крылом есть маленькая  хлипкая
собачка, фиксирующая  дверцу, когда пилот или пассажир забирается в кабину и
когда  покидает  ее.  Собачка  удерживает дверцу  также во  время руления  и
взлета.
 Когда  дверца открыта, из Каба открывается не  вид, а объемное звуковое
широкоформатное стереокино с сочными цветами плывущих вниз верхушек деревьев
и травяных лужаек, и тогда ваше сердце парит надо всем этим.
 Поток   ветра   несется  мимо;  несется,  отсчитывая  горные   вершины,
старенький  драндулет выпуска 28 года с  открытым верхом, нет, не верхом,  а
боком... плюхнуться бы в этот ветер...
 Вы  понимаете, почему ненормальные  вроде  меня  так  любят  возиться с
самолетами?
 Если б  только не захлопывалась верхняя половина  дверцы. Стоит набрать
скорость 65 миль в час, как сила ветра преодолевает сопротивление  собачки и
-- хряп!  -- я снова  в полузакрытой  кабине,  отрезанный от моей  воздушной
реки. Это раздражает.
 День  шел за  днем, а я никак не  мог  отделаться от этой задачки,  она
буквально преследовала меня.
 Даже когда я сидел за своим компьютером,  изображение защелки, медленно
поворачиваясь, проплывало между экраном и моими глазами. Увеличивать размеры
защелки бесполезно: я хорошо знал, что сила ветра возрастает пропорционально
квадрату скорости. Дверца будет захлопываться на скорости не 65, а 70 миль в
час, только и всего.
 Снять дверцу вообще. Но тогда зимой или в дождь... Нет, я не хочу вечно
раскрытой кабины.
 Крючок, обыкновенный дверной крючок. На самолете? И куда его  ввинтить,
в брезент, обтягивающий крыло?
 Я обошел все  стеллажи в  скобяном  магазине.  Рядом со  мной в воздухе
плыло изображение защелки.
 Магнитные замки.
 Нет.
 Присоски.
 Нет.
 Оконные шпингалеты.
 Нет.
 Ничто не подходит. Закрепить створку дверцы невозможно.
 Изображение исчезло, только когда я заснул.
 Утром, еще не проснувшись, я снова увидел  знакомую картинку, плавающую
перед глазами. Я застонал.  Неужели она снова  будет весь день  преследовать
меня, издеваясь над моей технической бездарностью?
 Присмотревшись внимательнее, я увидел, что защелка уже не совсем такая,
как  была  накануне. Даже  совсем  не такая.  Она  крепится  к  крылу  двумя
специальными разжимающими винтами -- не к  брезенту, а к алюминиевому  ребру
жесткости под  брезентом.  Несущая  поверхность  увеличена,  так  что  новая
конструкция  размещается  свободно; защелка скользит  поперек дверной  рамы,
закрывается и открывается в одно касание, но держит дверцу как тисками.
 Картинка плавала  передо мной в утреннем полумраке, пока я не понял ее,
а затем растаяла.
 Никакого  изображения  перед  глазами,   никакой  унизительной  задачи,
ничего.
 Пустой воздух.
 Меня не надо было пришпоривать. Я схватил огрызок  карандаша с тумбочки
и быстро начертил эскиз нового устройства.
 Будет работать? Конечно будет!
 Почему завод, выпустивший Пайпер Каб, не разработал такой защелки еще в
1939 году?
 Через  несколько  часов  приспособление  было  готово:  латунный корпус
защелки аккуратно просверлен, небольшие разжимающие винты подогнаны по длине
и крепко ввинчены в несущую поверхность ребра на крыле.
 Я  вытолкал  аэроплан  из  ангара, поднял его  в  воздух  и спикировал.
Скорость  достигла 110  миль  в  час.  Дверца  не шелохнулась,  словно  была
приварена к крылу.
 Никакая  я не  бездарность.  Я  гениальный конструктор.  Меня распирало
нетерпе
 
 
 |