| 
 
 
 
 Жизнь галопом, мчит, горит и тает,
 Как над морем пламенный закат,
 И до срока землю покидает
 Тот, кто прав, и тот, кто виноват.
 
 Быстролетны дни, любови, песни,
 Даже те, что, мнилось, на века.
 Хоть молись, ругайся ты, хоть тресни,
 Вечны в небе только облака.
 
 Потому-то уходить не страшно.
 Горько лишь до цели не дойти,
 Если шел ты трудно и отважно,
 Не добраться до конца пути.
 
 Тяжко гибнуть одному в пустыне,
 Хуже — если родина в огне.
 Грустно — не прижившись на чужбине,
 Горше — лишним в отчей стороне.
 
 Но больней, когда душа остыла,
 Оставаясь вроде бы живым,
 Жизнь влачить, в которой все постыло,
 Все лишь суета, и тлен, и дым.
 
 И с чего бы сердце омертвело?
 Глаз отвел, чтобы не видеть слез,
 Бед чужих, — мое ли это дело?
 Мог помочь, но в драку не полез…
 
 Мог бы пить, так ведь потом — похмелье.
 Мог любить — достойной не сыскал.
 И в итоге горе и веселье
 Как-то незаметно миновал.
 
 А вокруг братались и рубились,
 Плыли вдаль чужие корабли…
 Проклинали, ссорились, женились,
 Спорили с судьбою, как могли…
 
 И теперь уходят. В славе, в боли,
 В гневном крике разорвавши рот…
 Хладные ж живут в их сирой доле.
 Лучше б было все наоборот.
 
 Но закон судьбы неумолимый
 Рвет на части страстные сердца,
 И вершат их души путь незримый
 В светлый дом Небесного Отца.
 
 А иные долго долго тлеют,
 Равнодушья источают чад,
 О погибшей жизни сожалеют —
 Кто не прав и кто не виноват.
 
 	Глава первая. Черные джиллы
 715-и год от основания Города Тысячи Храмов. 9-й год
 правления императора Кешо
 
 Отложив Тилорнову самописку, Эврих закусил губу и в сомнении покачал головой. Чем дольше он работал над новой своей рукописью, тем меньше она походила на «Описания стран и земель» достопочтенного Салегрина. Так оно, разумеется, и должно было случиться: дорожные заметки путешественника неизбежно будут отличаться от кропотливого труда землеописателя, безвылазно, если не считать посещений блистательного Силиона, просидевшего всю жизнь в Верхнем Аланиоле. Эврих, однако, так до сих пор и не сумел решить: радоваться ему следует или печалиться по поводу того необычного творения, которое выходит из-под его пера. Увы, в нем не было ничего от ученого трактата, и более всего, хотя и это сравнение являлось притянутым за уши, напоминало оно сказания о Богах и героях минувших времен. С той весьма существенной разницей, что писал он о своих современниках, живых и хорошо знакомых ему людях. И следовательно, рассказ о них надобно было вести как-то иначе, чем принято было у аррантов повествовать о похождениях Прекраснейшей, проделках Вестника Богов и деяниях Морского Хозяина, а у сегванов, например, о Храмне и Хегге.
 Глядя на бегущие за бортом «Ласточки» длинные иссиня-черные волны, молодой аррант пытался представить, как отнеслись бы его наставники и товарищи по учебе в Силионской Школе к идее расчленить его рукопись на две части, одна из которых, предназначенная для ученых мужей, являлась бы продолжением Салегриновых «Описаний стран и земель», а другая рассказывала о Хрисе, Тразии Пэте, Хономере, Тилорне, Волкодаве, Кари, Ниилит и всех тех, с кем пришлось ему пережить немало волнующих, а порой и страшных приключений. На первый взгляд мысль эта, посетившая его в Беловодье, куда перенесся он по воле Аситаха из Врат, являвшихся в то же время мостом через Гремящую расщелину, отделявшую Вечную Степь от Самоцветных гор, была дикой и едва ли не кощунственной.
 «Выпускнику Силионской Школы не пристало слагать в угоду простонародью дешевые вирши и занимательные побасенки», — изрек бы с презрительной миной щеголеватый Фелиций Тертц, твердо решивший посвятить свою жизнь расшифровке клинописных таблиц бесследно исчезнувшего с лица земли государства умбогу и немало преуспевший на этом поприще. «Друг мой, одумайся! Какое дело Взыскующим Вечных Истин до того, чьими трудами и при каких обстоятельствах доставлены были, скажем, семена и луковицы хуб-кубавы в Нижнюю и Верхнюю Аррантиаду? Неизмеримо больший интерес представляют собой свойства этого дивного растения, о коих и надлежит нам, проведя соответствующие исследования, поведать в трактате, дабы облегчить труд лекарей и врачевателей обоих миров», — ласково посоветовал бы ему престарелый Николас Пагиари, отрываясь от склянок и реторт, в коих булькало, вскипало или выпадало в драгоценный осадок то, что превращалось им впоследствии в чудодейственные мази, порошки и микстуры, исцелявшие от ломоты в костях, глухоты, желудочны
 
 
 |