| 
 
 
 
 ГЛАВА ПЕРВАЯ,которая расскажет вам о том, как в чудесном камне зародилась жизнь и как появившееся на свет существо, благодаря стремлению к самоусовершенствованию, постигло Великое учение
Стихи гласят:
 Когда владел вселенной хаос темный,
 То покрывали весь простор огромный
 И мрак, и мгла, и мутная вода,
 Людского не виднелось здесь следа.
 С тех пор, когда Пань-гу в порядок стройный
 Привел начальный хаос беспокойный,
 Земля и Воздух им разделены
 И каждому созданию даны.
 Так почвою земля отныне стала,
 И небо распростерло покрывало;
 За эту милость тварь благодарит,
 Все принимает совершенный вид.
 Пусть тот, кто пожелает разуменья
 Великого потока становленья,
 «На Запад путешествие» возьмет,
 Внимательно и тщательно прочтет!
 Говорят, что жизнь вселенной исчисляется циклами. Полный цикл длится 129 600 лет. Цикл в свою очередь делится на двенадцать периодов, или двенадцать земных ветвей: Цзы, Чоу, Инь, Мао, Чэнь, Сы, У, Вэй, Шэнь, Ю, Сюй и Хай. Продолжительность такого периода 10 800 лет.
 Если говорить о периодах применительно к суткам, то мы узнаем, что каждый период длится два часа. В период Цзы (между 11 часами вечера и часом ночи) появляется положительное начало созидания; в период Чоу раздается пение петуха. Когда наступает Инь, еще не светает, а во время Мао уже всходит солнце. Период Чэнь приходит после того, как люди поедят, а в период Сы приводятся в порядок дела. Полдень приходится на У, во время Вэй солнце начинает катиться на запад, в период Шэнь день уже клонится к вечеру. В период Ю солнце заходит за горизонт, когда наступает Сюй спускаются сумерки, и в период Хай все люди отходят ко сну.
 Если теми же периодами исчислять историю мироздания, то происходит следующее. К концу периода Сюй вселенная погружается во мрак, и для всех живых существ наступают бедствия. По истечении 5400 лет, в начале периода Хай, не остается даже следов человека. Все окутано мраком. Поэтому-то и называют период Хай царством хаоса. Но проходит еще 5400 лет и перед концом периода Хай появляются признаки чистоты, а при приближении периода Цзы начинается постепенное просветление. Об этом периоде Шао Кан-цзе говорит так:
 По середине Цзы
 Зима была бессменно,
 И неподвижно
 Замер центр вселенной.
 С движеньем
 Животворного начала
 Явленье жизни
 Вэй знаменовало.
 Только в этот период возникают признаки образования неба. Через следующие 5400 лет, в период Цзы, чистые пары возносятся вверх и появляются солнце, луна, звезды и разные созвездия, называемые четырьмя видами небесных светил. Недаром говорят, что небо появилось в период Цзы.
 По истечении следующих 5400 лет, когда период Цзы уже завершается и приближается период Чоу, начинает появляться твердь. Вот что написано об этом в книге Ицзин.
 Нет меры беспредельности небесной,
 О, как земля огромна и чудесна!
 Законы неба держат в подчиненье
 Всего живого в мире зарожденье.
 К этому времени масса земли начинает сгущаться, постепенно затвердевает. Проходит еще 5400 лет, и в период Чоу твердеющая масса опускается; образуются вода, огонь, горы, камни, земля - пять элементов, которые получили название пяти стихий. Поэтому и говорят, что земля появилась в период Чоу.
 Через следующие 5400 лет период Чоу кончается, и с наступлением периода Инь на земле зарождается жизнь. Вот что написано об этом времени в календаре:
 Дух неба опустился с высоты,
 И к небесам свой дух земля послала,
 От сочетанья неба и земли
 Живого на земле первоначало.
 В период Чоу небо полностью отделяется от земли и силы Ян и Инь - положительного и отрицательного начал - приходят во взаимодействие. Проходит еще 5400 лет, и наступает период Инь. В этот период появляются живые существа и человек. Недаром говорится, что к этому времени три начала - Небо, Земля и Человек - заняли свои места. Вот почему и говорят, что человек появился в период Инь.
 После того как Пань-гу преобразовал первобытный хаос на земле, три императора устроили мир, а пять императоров установили отношения между людьми. Земля разделилась на четыре больших материка: Пурвавидеха, Джамбудвипа, Го-данья и Курудвипа. Но в нашей книге речь пойдет лишь о материке Пурвавидеха.
 
 
 |